» Россия начала отслеживать угрозы из космоса

Опубликовано: 16 июня 2016
Россия начала отслеживать угрозы из космоса Первый в стране широкоугольный телескоп АЗТ-33 ВМ «встал на боевое дежурство» в Саянской обсерватории Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН. Телескоп будет осуществлять скоростной обзор неба, чтобы решать проблемы кометно-астероидной опасности.

За 30 секунд телескоп получит информацию об астероидах размером до 50 м на расстоянии в 1 космическую единицу (150 млн. км). То есть телескоп может отслеживать объекты по размерам сопоставимые с Тунгусским метеоритом в худшем случае за месяц до подлета к Земле. Ранее на это такое обследование глубин космоса требовались годы. Теперь появится возможность обнаружения и принятия мер по безопасности планеты.

Вопросы астероидно-кометной безопасности стоят на повестке дня уже несколько лет. Три года назад совсем небольшой по космическим меркам метеорит стал причиной разрушений в городе с миллионным населением Челябинске. Только сейчас стали создаваться средства обнаружения потенциально опасных тел задолго до того, как они приблизятся к Земле. Вопросы о воздействии на приближающиеся к Земле объекты тоже пока находятся в теоретической плоскости. Однако в 2020 году будет проведен первый эксперимент по воздействию на астероид. К астероиду Дидим и его спутнику Дидимун будет направлен космический аппарат-таран, который попытается внести изменения в орбиту Дидимуна. В теории аппарат может изменить и орбиту астероида, диаметр которого составляет 780 м. Это совместный проект NASA и Европейского космического агентства. Он позволит понять, насколько эффективна сама идея применения тарана. Однако результат появится не ранее 2023 года. Таран намечен на 2022 год. Предстоит корректировка изменений орбиты самого астероида. До этого земляне не располагают сколько-нибудь подходящими средствами воздействия на угрозы из космоса и никак не застрахованы от них.

Самый дорогой проект по наблюдению за космическими телами в настоящее время реализуется на Гавайях. Там устанавливается система из четырех широкоугольных телескопов Pan-STARRS. Стоимость проекта - $100 млн. Первый из четырех телескопов начнет работать осенью этого года.

Чтобы обеспечить работу Саянского телескопа и полностью реализовать его возможности, нужно закупить оборудования на 500 млн. рублей. А чтобы успешно зондировать все небо нужно 20 детекторов типа того, что вступил в строй в Саянской обсерватории. Тогда и телескоп сможет работать на полную мощность. В России запланировано до 2025 года создание автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном пространстве.