Корейская косметика  |  Рядом с Домом.Ру  |  Фоторепортажи  |  Банковский форум

» Ученые заставят клеща послужить человеку

Опубликовано: 7 декабря 2009
Ученые заставят клеща послужить человекуУченые выяснили, что клещ, этот уродливый маленький паразит, переносчик различных болезней, может стать благодетелем человечества.

Согласно результатам работы бельгийских исследователей из Free University of Brussels, слюна клещей удивительно богата на антикоагулянты и противовоспалительные вещества, которые можно было бы с успехом использовать для предотвращения глубокого тромбоза вен, инсультов или легочной эмболии.

Клещи могут достигать одного-трех сантиметров в длину. Они питаются кровью людей или животных (включая ящериц и змей). И зачастую хозяин даже не подозревает, что на его теле прочно укрепился незаметный кровосос.

Эволюционируя, клещи научились использовать биологические анестезирующие, противовоспалительные средства и антикоагулянты такого уровня, до которого современной медицине еще далеко.

У клеща есть маленькие когти, которые позволяют этому перемещаться в поисках хорошее места. Затем клещ медленно вводит слюну с обезболивающим веществом в кожу хозяина. Через какое-то время морда клеща полностью и надежно закрепляется в эпидермисе. Секрет, вырабатываемый клещом, представляет собой своего рода биологический клей, помогающий еще лучше закрепиться на коже добычи.

После того, как клещ прочно закрепился, со слюной выпускаются противовоспалительные вещества, позволяющие обмануть иммунную систему хозяина, вещества, препятствующие свертыванию крови (антикоагулянты), заставляющими кровь оставаться жидкой, чтобы клещ мог ею питаться и вещества, "тормозящие" нервную систему. Фактически, клещ становится невидимым для системы защиты хозяина.

Команда ученых смогла изолировать белок Ir-CPI, обладающий уникальными антитромбическими свойствами. Этот белок предотвращает формирование кровяных сгустков, не действуя при этом на всю систему коагуляции организма.

"Мы работали над Болезнью Лайма, одной из самых распространенных болезней, передаваемых клещами, - говорит Эдмонд Годфроид. - Затем мы решили провести тщательный анализ слюны клеща и изучить ее методы модуляции иммунной реакции. Вот тогда мы и обнаружили этот белок. Мы изолировали ген, и это вещество теперь можно производить в производственных масштабах".

Ранее американские ученые раскрыли генетический секрет паучьего клея. Исследователи надеются в будущем синтезировать аналогичное вещество для производства клейких составов, которые можно будет применять в хирургии. Известно, что клей, который паук выделяет на центральные спиральные нити своей паутины, основан на сложном сахаристом полимере под названием гликопротеин. Омер Кореш и его коллеги из Университета Вайоминга в Ларами взяли выделяющие клей клетки из желез золотого паука-кругопряда и извлекли из них информационную РНК.

Затем они использовали их для создания последовательности ДНК, чтобы идентифицировать гены, потенциально участвующие в создании клея.